SEO

Где и как обучаются продвижению сайтов SEO-специалисты

Сегодня роль SEO-специалистов в продвижении бизнеса очень высока — они способны увеличивать популярность брендов и приводить клиентов в компании даже в отсутствие рекламы. Однако, чтобы добиться признания в сфере поисковой оптимизации, нужно освоить специальность, которой не учат в вузах. 

В преддверии празднования Дня SEO-специалиста, команда Sape узнала  у экспертов рынка: как они пришли в профессию, где получили знания и навыки, необходимые для работы, а главное — продолжают ли обучение сейчас и чему отдают приоритет.

Где начинается путь в SEO

Для начала интересно узнать о первых шагах — ведь у некоторых специалистов знакомство с SEO началось еще на заре 2000-х годов, в тот период, когда самого термина как такового и не существовало. 

Артур Латыпов, руководитель РА SEO Интеллект и студии F1:

«В свое время я закончил колледж информатики и вычислительной техники, после поступил в институт, изучать автоматизацию процессов. То есть, у меня было профильное образование, связанное с информационными технологиями. А в сферу SEO я пришел, можно сказать, случайно. Мне было лет 18, я уже учился и увлекался IT, работал у друга в сети спортивных магазинов. Я полностью переделал сайт компании и возникла необходимость повысить его отдачу — начать привлекать клиентов из Интернета. Именно тогда я в первый раз как раз столкнулся с тем, что сегодня называется продвижением сайта.

Почти 20 лет назад сообщество оптимизаторов было не очень большое, информации в открытом доступе было мало, поэтому в итоге мы заказали продвижение. Однако я посмотрел, как происходит этот процесс, понял определенные азы и впоследствии повторил их. Потом прочитал чуть ли не единственную на тот момент книгу по поисковому продвижению — Ашманова — и некоторое время самостоятельно оптимизировал сайт. Он занимал высокие позиции, вышел на окупаемость и ко мне стали обращаться знакомые и друзья владельца бизнеса. Так я плавно взял на продвижение чуть ли не с десяток проектов, но скоро стало очевидно, что нужно разбираться в вопросе более глубоко и детально. 

Экспертизу я наращивал собственными экспериментами, читал блоги, форумы, пошел на курсы. Тогда существовала Академия интернет-рекламы — они были первыми, кто занимался обучением по продвижению, контексту и так далее. Там я прослушал курс Каширина, на тот момент, наверное, топовый по данной теме. Собственно, вот так и складывался мой путь обучения, погружения в SEO».

Андрей Буйлов, руководитель агентства «Муравейник»:

«Мой путь в SEO начался 20 лет назад. И тогда учиться было фактически негде, поэтому всему я научился сам, ориентируясь на те крохи информации, которые были доступны, и на собственный опыт. Это сформировало у меня определенный подход к обучению, я руководствуюсь им и сейчас, когда сам обучаю специалистов». 

В некоторых случаях обучение SEO начинается не столько с работы, сколько с хобби. Однако постепенно поисковая оптимизация вызывает настолько сильный интерес, что в итоге становится основной профессией.

Михаил Шакин, автор блога Shakin.ru:

«Как и большинство SEO-специалистов, я учился самостоятельно. Начальный опыт в продвижении был на моем самом первом сайте — по созданию карт для игры Counter-Strike. Мне дали 50 Мб места, поддомен третьего уровня, и я должен был сделать сайт. Примерно за месяц выучил HTML и CSS, в результате смог сделать первый сайт, куда уже выкладывал свои работы. Посещаемость у него была примерно 30-50 человек в сутки, и постепенно выяснилось, что это — максимум в такой узкой тематике. 

Тогда решил сделать новый сайт по теме уроков Photoshop. Базовыми знаниями в этом сервисе я уже владел и начал делать максимально подробные уроки для новичков. Уже через 4 месяца сайт попал на первые места в Яндексе и Google по запросам «уроки Photoshop» и тому подобным. 

Мне этот процесс получения целевых посетителей очень понравился, и через некоторое время я завел блог, на котором стал делиться своими наработками и опытом в продвижении сайтов. Например, провел один из первых экспериментов с публичной постановкой цели. Я решил за 10 недель увеличить посещаемость сайта с 350 до 1000 человек в сутки и добился этой цели в срок. Успех позволил «засветиться» в SEO-тусовке». 

Хотя без теоретической базы SEO-специалистом не стать, для некоторых основным источником знаний и навыков часто становится непосредственно реализация проектов на практике. Причем иногда, чтобы приступить к работе, приходится идти на определенные ухищрения.

Максим Агапов, SEO-специалист агентства «Первые в космосе»:

«В SEO я попал случайно — в 2009 прочитал книгу Ашманова по данной теме и, после того, как закончил УрГУПС, меня позвали в агентство программистом. Уже на собеседовании я сказал, что хотел бы работать именно в сфере SEO, сославшись на огромный опыт. Меня приняли — хотя, разумеется, никакого опыта в области продвижения сайтов я тогда не имел.

В дальнейшем я пришел к выводу, что многообразие курсов и литературы, которое есть на рынке, вполне может дать вам знания и навыки, которые необходимы для начала карьеры. Однако выше среднего уровня вы таким образом продвинуться не сможете — по-настоящему экспертные знания добываются только на практике».

Начать учиться SEO можно и более очевидным способом. Всегда есть возможность пойти работать в компанию, связанную с этим направлением, получить необходимые знания, и добиться дальнейшего профессионального роста. 

Александр Шестаков, руководитель платформы линкбилдинга Links.Sape:

«Моя профессиональная карьера в SEO началась в Sape, где сейчас и работаю. По рекомендации одногруппника примерно 12 лет назад я устроился в компанию сначала модератором, потом перешел в поддержку. Образование у меня техническое и в специфике отрасли я разобрался достаточно быстро. По мере приобретения опыта меня начало сильнее интересовать SEO, разработка и усовершенствование продуктов для линкбилдинга — в итоге я окончательно решил дальше реализовываться именно в этом направлении». 

И, конечно же, одним из лучших вариантов для быстрого профессионального роста является работа под началом специалистов, уже имеющих опыт в поисковой оптимизации.

Сергей Шабуров, руководитель отдела поисковой оптимизации Kokoc.com (Kokoc Group):

«Изучать SEO я начинал в инхаус-команде под руководством специалиста Алексея Чекушина. Параллельно изучал SEO по книгам и статьям в интернете. И конечно же, обучался — и до сих пор продолжаю обучение — на практике». 

Рамазан Миндубаев, руководитель отдела SEO в TRINET.Group:

«Погружаться в SEO и разработку сайтов я начал в 2013 году. Первым делом прошел курс по SEO от Андрея Громова — он был совсем базовый, для новичков. Андрей простым языком рассказывал, какие действия совершал для продвижения своих проектов. После я сходил на конференцию СПИК, организованную компанией TRINET.Group, узнал много незнакомых слов, и решил, что нужно учиться у лучших — пошел в данную компанию на позицию помощника SEO-специалиста. Именно там я научился всем важным вещам на практике, перенимая опыт от штатных специалистов — спасибо большое ментору и всем наставникам. Шаг за шагом, дорос до позиции руководителя SEO-отдела, теперь сам передаю знания следующим поколениям». 

Как обучение помогает оставаться на SEO-волне

Самое главное — каким бы ни был ваш путь в SEO, он должен продолжаться и постоянно приносить вам новые знания и опыт, которые будут полезны в дальнейшем. Компетентный специалист не прекращает обучение, поскольку в поисковой оптимизации все время появляются новые методики, которые нужно учитывать в работе. При этом актуальные источники знаний могут быть самыми разнообразными.

Михаил Шакин:

«За годы работы в продвижении сайтов я выработал свою систему самообразования, чтобы получать новые знания практически каждый день. Подписался на большое количество интересных SEO-блогов, порталов, Telegram- и YouTube-каналов. Это позволяет быть в курсе всех нововведений и узнавать мнение других экспертов. Покупаю интересные книги и прохожу платные курсы, а также время от времени заказываю консультации у специалистов по разным направлениям, например по новым программам, движкам сайтов и так далее — приобретаю знания других людей, чтобы сэкономить свое время. 

Еще один источник знаний для меня — вебинары на моем YouTube-канале. Я приглашаю интересных специалистов по разным направлениям и каждый вебинар, по сути, является мастер-классом не только для зрителей, но и для меня. 

Также я веду десятки сайтов для проведения экспериментов — с их помощью я проверяю те или иные гипотезы и провожу A/B тестирования. Благодаря этим тестовым сайтам можно точно узнать, что сейчас работает в SEO, а что — нет. Считаю, специалисту очень важно иметь свои проекты, чтобы проводить самые смелые эксперименты, которые с клиентскими сайтами провести не получится.

На мой взгляд, способность к самообразованию, желание узнавать что-то новое, проводить эксперименты и анализировать — очень важные навыки для любых специалистов».

Александр Шестаков:

«Работая с SEO-продуктами, я получаю уникальную практику и знания, но тем не менее, постоянно изучаю различные курсы, книги и статьи по теме поисковой оптимизации, слежу за интересными блогерами. И регулярно принимаю участие во всех отраслевых конференциях, готовлю и слушаю доклады, провожу различные эксперименты, чтобы анализировать, как работает ссылочное продвижение, искать и подтверждать причинно-следственные связи в SEO». 

Рамазан Миндубаев:

«Я учился и продолжаю учиться на всевозможных курсах, изучаю блоги, книги и консультируюсь у частных специалистов. Кроме того, получаю новые знания о SEO на нишевых конференциях, таких как SeoClubSpb, Optimization и BDD».

Андрей Буйлов:

«Всегда стараюсь изучать все курсы, доступные на рынке — от самых дешевых до самых дорогих. Есть вероятность, что в любом из них какие-либо аспекты SEO будут освещены лучше, чем у других. И, конечно, регулярно ставлю эксперименты и тестирую различные механики оптимизации, чтобы проверить теорию практикой. И когда сам обучаю поисковому продвижению начинающих специалистов — в прошлом копирайтеров, помощников администраторов, переводчиков — то руководствуюсь теми же принципами». 

Сергей Шабуров:

«Я ставлю собственные эксперименты и прорабатываю гипотезы в тематических группах. Также регулярно участвую в вебинарах и конференциях, чтобы обмениваться опытом и знаниями с коллегами по отрасли, перенимать ценные навыки у них».

Егор Иванов, SEO-специалист, победитель конкурса Sape Case Competition 2022:

«SEO — это постоянное обучение, поскольку условия успешной работы в этой области постоянно меняются. Мой личный рецепт успешного поиска новых знаний по профессии включает самые разные источники информации и полезного опыта. 

Во-первых, бесплатные курсы, вебинары, статьи, видео. Порой даже в достаточно старых публикациях можно найти достоверные ответы на возникшие вопросы. 

Во-вторых — платные курсы от лидеров мнений и экспертов в мире SEO. «Системный навык продвижения сайтов» от Дмитрия Шахова, «Самостоятельное продвижение сайтов «без воды»» от Андрея Буйлова, Screaming Frog Pro от Rocket Academy от Ильи Горбачева, «Фундаментальный курс по SEO» от Артура Латыпова — это курсы, которые я прошел лично и могу рекомендовать их специалистам любого уровня. Они помогают структурировать знания и корректировать свою работу с проектами. 

В третьих — нужно следить за различными инсайтами, кейсами, экспериментами. Так вы будете в тренде и сразу же сможете внедрять новые фишки на свои проекты, попутно тестируя их. 

И в-четвертых, учитесь на собственных ошибках, тестируйте гипотезы и анализируйте результаты. Успешный SEO-специалист должен быть проактивным и не останавливаться на достигнутом».

Из малоизученного направления на границе между маркетингом и IT, сегодня SEO стало одним из наиболее популярных и эффективных методов продвижения бизнеса и привлечения аудитории. А, чтобы освоить поисковую оптимизацию, не требуется искать редких наставников, обладающих уникальными знаниями — начинающим специалистам доступен широкий выбор обучающего контента: курсы, практические вебинары, экспертных статьи и блоги.

Узнавайте об актуальных трендах и результативных стратегиях продвижения из авторитетных источников, взаимодействуйте с SEO-сообществом и пользуйтесь полученным опытом для эффективного вывода сайтов в топ Яндекса и Google. 

С наступающим,  всем – топов!

Источник

Теги

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Кнопка «Наверх»
Закрыть
Закрыть